Металлические опоры
Для освещения различных объектов инфраструктуры – больших стоянок, площадей, спортивных сооружений, железнодорожных станций, а также территорий заводов и фабрик используются высокомачтовые металлические опоры (сокр. ВМО).
В отличие от традиционных столбов, такие конструкции отличаются большими габаритными размерами и высотой, с возможностью установки значительного числа осветительных приборов. Одна такая мачта способна эффективно освещать большую территорию, повышая тем самым безопасность в ночное время суток.
Общие сведения
Учитывая высокие ветровые нагрузки, такие опоры изготавливаются из прочной листовой стали, которая сваривается в виде секций, последовательно соединяемых друг с другом. Горячее оцинкование металла обеспечивает надёжную защиту от процессов коррозии, благодаря чему мачта сохраняет свою прочность и эстетическую привлекательность на протяжении десятков лет. Высота мачты составляет от 16 до 50 и более метров, что зависит от технического решения и определяется инженером-проектировщиком.
Конструкционные особенности ВМО
Учитывая большую высоту и массивность сооружения, для её обслуживания предусматривается специальный блочный модуль в виде лебёдки, с помощью которой можно опускать раму с прикреплёнными к ней светильниками. Это позволяет выполнять диагностические и ремонтные работы, проверять целостность осветительных приборов и проводки, проводить модернизацию и реконструкцию. В состав ВМО входит следующее:
- Каркас в виде гранёных конических элементов, сужающихся в верхней части (ствол поры)
- Молниеприёмник, расположенный на самой верхушке
- Верхний оголовок
- Подвижная рама, способная опускаться/подниматься
- Светильники и кронштейны их крепления
- Анкерная подвеска, расположенная внутри
- Мобильная лебёдка
- Панель с размещённой внутри электроаппаратурой
- Крышка люка
Нижняя часть опоры оснащается фланцевым элементом и анкерным блоком для возможности крепления к бетонному основанию. Это чрезвычайно важный узел, от правильности выполнения которого зависит устойчивость всей мачты. Перед установкой такой конструкции инженеры тщательно просчитывают нагрузку, подбирая оптимальный вариант бетонной опоры – длину крепёжных шпилек, марку бетона, конфигурацию и размеры.
С целью обеспечения полной безопасности и устойчивости мачты, конструкция сооружения предусматривает монтаж основания, в виде которого может выступать анкерный или фундаментный блок.
Анкерный блок крепления
В состав анкерного варианта входят плита, кондукторы и резьбовые шпильки, которые представляют собой главные крепёжные элементы. Они могут быть прямыми или загнутыми, в зависимости от модификации блока и его конструктивного исполнения. Для правильного позиционирования шпилек на опоре предусматриваются специальные кондуктора. Крепёж анкерного блока и нижней части мачты происходит с помощью привинчивания резьбовых шпилек и дополнительного крепления мощными гайками. Весь блок монтируется в заранее подготовленный котлован, после чего заливается тяжёлым бетоном с армированным секционным каркасом.
Фундаментный блок крепления
Закладная схема такого сооружения является более упрощенной, нежели анкерная и представляет собой стальную конструкцию в виде трубы большого диаметра, к которой приваривается фланец. Его крепление к основанию производится с помощью прочных метизов, которые связывают мачту со стальным основанием, забетонированным в цементную плиту. Такой способ крепления имеет ряд недостатков, к числу которых относят необходимость использовать стальные трубы большого диаметра, что дополнительно увеличивает вес мачты.
Высокая стоимость бетонной плиты увеличивает финансовые затраты на установку опоры, поэтому фундаментный вариант применяется реже, нежели анкерный, который сумел лучше себя зарекомендовать в практическом применении. При подготовке котлована для фундамента под ВМО его размеры, глубина и другие параметры просчитываются индивидуально.
Виды мачт освещения:
- Мачты освещения со стационарной короной ВМОН (МГФ-С). Такие конструкции обычно используются в случае необходимости направить световой поток в конкретную сторону. Чаще всего такие виды опор можно встретить при освещении больших стадионов и спортивных арен открытого типа. Для обслуживания установок предусматриваются специальные лестницы, прикреплённые к опоре.
- Мачты освещения с мобильной короной ВМО (МГФ-М). Сооружения активно используются для освещения автомобильных стоянок, парков и скверов, больших площадей и детских площадок. Как правило, такие изделия являются меньшими по своим габаритным размерам, нежели стационарные установки, что расширяет сферу их практического использования.
Короны мобильного типа могут иметь разную конфигурацию, что позволяет подбирать в каждом конкретном случае тот вариант, который наилучшим образом подходит, исходя из поставленной задачи. Круглые, Н-образные, четырёх-, шести-, восьми- и даже десятигранные короны – все они активно используются для освещения разных инфраструктурных объектов в тёмное время суток.
Особенности монтажа
Многосекционная структура мачты предусматривает последовательную сборку конструкции на объекте, куда она доставляется в разборном состоянии. Присоединение выполняется с помощью посадки одной секции в другую с последующей стяжкой путём приложения усилия порядка 1,5 тонн.
Благодаря этому обеспечивается прочное неразъемное соединение без необходимости применения сварочных работ. Далее следует установка осветительной мачты с закреплением на ней светотехнического оборудования. Последний этап – подъём мачты с помощью автокрана и закрепление основания ВМО с анкерным или фундаментным блоком, подключение электрической части.
Высокомачтовые металлические опоры нашли широкое практическое применение, обеспечивая эффективное и яркое освещение самых разных площадок и территорий. Современные светотехнические системы дают возможность регулировать интенсивность и яркость излучения, оптимизируя тем самым энергозатраты. Срок службы ВМО составляет 50 и более лет.
Завод металлоконструкций Mestro — металлоконструкции: проектирование, изготовление и монтаж.